ИСТОРИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

                     «УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВАГОНОСТРОЕНИЯ»

НАША ИСТОРИЯ

С целью обеспечения производства и поставок железнодорожному транспорту грузовых и пассажирских вагонов более качественных конструкций, которые отвечали бы требованиям эксплуатации на текущее время  Совет Министров СССР своим Постановлением постановили,  с 13.07.1961 г. Государственному Комитету СМ СССР по автоматизации и машиностроению организовать на базе научно-исследовательского бюро по вагоностроению Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения с филиалом в городе Кременчуге с функциями научных исследований в области создания грузовых вагонов (приказ Председателя ГК СМ СССР по автоматизации и машиностроению от 26.07.1961 г.). В соответствии с вышеназванными Постановлением и приказом 19 декабря 1961 г. выходит приказ № 398-К Министра СССР относительно назначения директора Кременчугского филиала. С этой даты и начинается  история деятельности УкрНИИВ. Первым директором Кременчугского филиала ВНИИВ был назначен Стулишайко Иван Гаврилович, а первым главным бухгалтером Швец Светлана Алексеевна. Уже в 1962 году филиал имел три отдела: отдел перспективных разработок, который имел в своей структуре лабораторию грузовых вагонов общего назначения (заведующий лабораторией Авраменко Николай Моисеевич) и лаборатория ходовых частей и тормозных передач. Отдел испытаний, лаборатория динамических и статических испытаний (заведующий лабораторией Матюшенко Леонид Яковлевич). Технико-экономический отдел. На конец года численность института составляла 34 чел.

В этом же году выходят первые 3 отчета, а именно:

1) «Исследование прочностных характеристик деталей, изготовленных литейным методом и эксплуатационных качеств полувагона грузоподъемностью 94 т на 3-х осных тележках конструкции Крюковского вагоностроительного завода с базой 3500 мм»;

2) «Испытание вагона для перевозки горячего агломерата грузоподъемностью 52 и 62 т длиной 12 м;

3) «Статические испытания шкворневых балок и триангелей тележки колеи 1676мм, думпкара грузоподъемностью 62 т».

В 1963 году филиалом выполнено 15 научно-исследовательских работ, направленных на исследование прочностных и ходовых характеристик литейных деталей и узлов тормозных систем; узкоколейных четырехосных вагонов для железных дорог Сахалина, а также шестиосных вагонов для железных дорог колеи 1524 мм. За первые пять лет коллектив увеличился до 62 чел., объем работ составлял к тому времени 160 тыс. руб. В этот период проводятся первые теоретические исследования. В институте появился первый автомобиль и первый вагон — лаборатория. Начиная с 1965 г. филиалом выполняются также работы по исследованию прочностных и ходовых качеств вагонов-цистерн, первым из которых был вагон-цистерна для кальцинированной соды грузоподъемностью 47т. Проводится комплекс исследований эксплуатационных качеств вагонов, их надежности и долговечности с разработкой предложений относительно улучшения конструкций, с целью повышения упомянутых показателей.

Вторая пятилетка посвящена созданию своей экспериментальной базы, которой Иван Гаврилович уделял значительное внимание, начиная с первой ступени, которая была заложена в 1965г., а потом весомый вклад внес Адольф Александрович Радзиховский в создание и доведение к сдаче, назначенный в 1969 г. директором филиала. Невероятную работу и море энергии было вложено коллективом под его руководством с тем, чтобы база заработала до конца 1970 г.

Проводятся теоретические и экспериментальные исследования по созданию специальной вагонной техники (транспортеры, специальные платформы, думпкары, специальные вагоны-цистерны, ряд вагонов для металлургической промышленности), а также НИР по усовершенствованию и созданию новых узлов, таких как, тормоза, пятники, детали из литейного производства, в том числе и для тележек колеи 1067 мм, автосцепки и прочее. Проводится комплекс работ, направленных на снижение металлоемкости конструкций, набирают темпы работы по созданию нормативной базы. Выполняются работы по выбору параметров вагонов с повышенными техническими характеристиками.

В г. Кременчуг в 1971 г. на базе филиала создается Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-технологический институт вагоностроения численностью 600 чел. Кроме научных разработок по созданию новых конструкций грузовых вагонов, институт проводит работы относительно создания и внедрения новых технологических процессов изготовления вагонов, в комплексе с литейными процессами, штамповки, сваривания, механической обработки и сборки, разработку проектов механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов в производстве вагонной продукции, выбора материалов для вагонных конструкций и методов их антикоррозийной защиты, создания нестандартного оборудования и прочее.

Большое внимание Адольф Александрович уделял подбору и подготовке кадров, а также повышению квалификации сотрудников института.

Третья пятилетка института отмечается также созданием сильных структур по технико-экономическим исследованиям, стандартизации и метрологии, надежности.  Внедряется новейшая к тому времени расчетная техника, создается подраздел по расчету вагонов на прочность, надежность и  долговечность.

На протяжении 1975 — 1978 гг. выполняются работы по освоению вагонов для перевозки минудобрений, думпкара восьмиосного с электрогидравлической системой разгрузки для перевозки поверхностных пород, работы по исследованию возможности снижения металлоемкости конструкций вагонов хопперов и вагонов – цистерн. А также разработка и внедрения двух новых марок сталей для производства стальных отливок и грузовых вагонов (серебряная медаль на ВДНХ в 1976г.), работы по выбору параметров вагонов с аэропневматической разгрузкой для дисперсных грузов малых размеров. В эти года создается цистерна для БАМ в габарите «Т», начинаются работы по созданию скоростной тележки и тормозных систем к ней. Выполняется комплекс работ по разработке и внедрению новой крышки люков полувагонов, проводятся научные исследования по внедрению в производство вагонов — цистерн для грузов, которые легко густеют при снижении температуры.

Время работы в Кременчугском Всесоюзном научно-исследовательском, проектно-технологическом институте вагоностроения стало плодотворным для отделов 6 и 7, которые 21.08.78 г. согласно приказу № 281 Минтяжмаш СССР были выделены из состава ВНИПТИвагон и переданны в состав ВНИИВ с местом нахождения в г. Кременчуг в ранге специализированного отраслевого отдела по грузовым вагонам. В 1971 г. первым кандидатом технических наук в институте становится Радзиховский Адольф Александрович, а всего в период с 1971 по 1978 гг. четыре сотрудника института получили степень кандидата технических наук, опубликовано 58 печатных работ, получено 36 авторских свидетельств, внедрение которых разрешило получить около 2 млн. рублей.

На протяжении 1978 — 1990 г. проводится комплекс работ по эксплуатационно — технологическим испытаниям вагонов-цистерн; разработке типажей для транспортеров; вагонов-цистерн; вагонов — хопперов; вагонов для металлургической промышленности.

Институтом выполняется полный комплекс работ по испытаниям вагонов и их частей, в том числе и испытание на усталость конструкций, динамико — прочностные и ходовые испытания. Проводятся исследование по повышению надежности пятников и подпятникових узлов.

Повысился квалификационный уровень сотрудников. В упомянутый период в институте работает 14 кандидатов технических наук. В 1988 г. докторскую степень приобретает Радзиховский А.А.

На тот период широкого размаха набирают работы относительно оценки уровня продукции вагоностроения с патентными и информационными исследованиями. Начинают работы по созданию вагонов и тележек, рассчитанных на нагрузку от колесной пары на рельсы до 25тс.

За создание и освоение серийного производства  вагонов хопперов в 1981 г. присуждена Государственная премия СССР коллективу авторов, один из которых Ребенок А.Г. продолжительное время работал заместителем директора института. Директору института 1969-1999 гг. Радзиховскому А.А. присвоено звания «Заслуженный машиностроитель Украины». Институтом получено 158 авторских свидетельств и патентов на изобретения, 50 из которых внедрено в производство, опубликовано свыше 400 научных работ. Лучшим изобретателем института Трубачовим Ю.А. вместе с сотрудниками института и предприятий области получено 79 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

 Институт награжден шестью медалями Выставки народного хозяйства СССР. За период существования института в развитие вагоностроения значительный вклад внесли: доктор технических наук Радзиховский А.А. и кандидаты технических наук Битюцкий А.А., Битюцкий А.С., Водянников Ю.Я., Донченко А. В., Киницкая А.П.,  Лагута В.С., Олещак В.С, Рабинович А., Речкалов С.Д, Стеринзат Я.М., Тененбаум Б.Я. Институт сотрудничает с многими известными фирмами и учреждениями Франции, Германии и др.

1984 г.  становится началом комплекса работ по обследованию технического состояния вагонов с целью продления свыше установленного срока  эксплуатации.

В апреле 1990 года работникам института Стеринзату Я.М., Тененбауму Б.Я. и Шведову А.И. была присуждена Государственная премия Совета Министров СССР за разработку большегрузных транспортеров для перевозки крупногабаритных грузов.

На базе отраслевого отдела 05.12.1990 года создан Украинский филиал ВНИИВ, а в 1991г. на базе этого филиала 01.12.1991 г., создан Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения.

Большие потрясения институт пережил в 1992 году и в 1997 по 1999 гг.  Значительные изменения в кадровом составе прошли за период с 1987 по 2000 г. Ведущие специалисты оставили институт и перешли работать в другие учреждения. В составе института осталось всего 2 к.т.н.

Несмотря на кризисные явления в экономике государства в первые годы независимости и значительное сокращение численности с 125 чел. в 1978 г. до 49 чел. в 1999 г. институт проводил и проводит ряд важных исследований в области создания современного отечественного подвижного состава для нужд Укрзализныци, ведомственного транспорта и городского хозяйства.

На протяжении 1993 — 1998 гг. институтом под руководством Радзиховского А.А. разработаны Комплексная целевая и Государственная программа по развитию рельсового железнодорожного транспорта и городского хозяйства. Что дало возможность создать реальные условия для создания и отладки выпуска пассажирского железнодорожного подвижного состава социального назначения.

Научные разработки института введены практически во всех вагонах, которые разрабатываются и изготовляются в Украине и Российской Федерации.

1 января 2000г. в институте остались работать лишь 2 кандидата наук (Донченко А.В., Киницкая А.П.).С января 2000г. институт возглавил кандидат технических наук Донченко Анатолий Владимирович. К тому времени численность института составляла 49 чел., а годовой объем работ составлял 755 тыс. грн.

Главной задачей перед собой и коллективом института Донченко А.В. поставил в первую очередь расширения сферы деятельности по направлениям научного сотрудничества с ведущими научными и производственными фирмами.

На протяжении 2000-2008 гг. правильность такого выбора нашла подтверждение деятельностью коллектива.  Приказом Минпромполитики в 2002 г. на институт возложены обязанности главной организации по научному обеспечению  следующих направлений:

  • выполнение научных исследований в области создания подвижного состава железных дорог, промышленного и городского железнодорожного транспорта, грузового и пассажирского вагоностроения, электро — и дизель поездов пригородного сообщения, вагонов метрополитена и трамваев, путейной техники;
  • проведение научного обоснования основных направлений развития высокоэффективной техники;
  • выполнение обязанностей главной научной организации Минпромполитики Украины по подвижному составу железных дорог и ведомственного железнодорожного транспорта;
  • выполнение обязанностей главной организации по стандартизации продукции вагоностроения и вагонного литейного производства (ТК — 83 «Вагоны»);
  • выполнение обязанностей органа по сертификации продукции вагоностроения и вагонного литейного производства;
  • выполнение обязанностей испытательного центра продукции вагоностроения и вагонного литейного производства;
  • обследование технического состояния продукции вагоностроения с целью продления срока службы свыше установленного нормативной документацией.

На базе института действует секция «Железнодорожный  транспорт» НААУ, Донченко А.В. — глава секции.

Институт имеет статус стратегического для безопасности и экономики страны, 100% имущества находится в собственности государства.

Институт награжден рядом дипломов и других отличий. Например, дипломом Лауреата 7-го Украинского национального конкурса по качеству в 2002 г. Дипломами доминанта Международного форума экономического сотрудничества «Золотая книга» в 2000 г. В 2001 г. институт награждается дипломом и памятной медалью номинанта альманаха «Золотая книга украинской элиты» за заслуги в развитии экономики и весомый вклад в создание международного имиджа Украины и прочие. Получает свидетельство „Золотые торговые марки» в 2002 г., диплом „Эвропейськое качество» в 2003 г., диплом „Вища проба» в 2004 г.

В 2006-2007гг. ГП «УкрНИИВ» награждается дипломами профсоюзов Украины за І и ІІІ места в конкурсе «Лучший коллективный договор».

2005 г. институт получает сертификат признания совершенства в Украине, а уже в 2008 г. — становится победителем и получает диплом победителя 13 –го Украинского национального конкурса по качеству и получает диплом Европейской ассоциации качества.

 В 2006 г. ГП «УкрНИИВ» признанный победителем в конкурсе лидеров Всеукраинской программы «Работодатели Украины», «Лидер — 2006» и рядом других наград, регионального, национального и межгосударственного уровней.

В 2006 г. под руководсвом директора ГП «УкрНИИВ» разработан ІІ том «Комплексна програма оновлення залізничного рухомого складу України на 2006-2010р.», а в 2008 году она полностью пересмотрена и уточнена на период 2008-2020г.

В 2005г. Институт получает сертификат признания совершенства в Украине, а уже в 2008 г.. — Становится победителем. Результатом соблюдения в своей работе идей качества и совершенства стала победа ГП «УкрНИИВ» в 13-м Украинском национальном конкурсе качества и получил сертификата EFQM «Признание совершенства в Европе — 4 *», а также одержал победу в Всеукраинском конкурсе качества продукции 2012 (товаров, работ, услуг) и получил диплом победителя конкурса «100 лучших товаров Украины» на региональном и национальном этапах конкурса.

На сегодняшний день институт успешно сотрудничает с ведущими фирмами и научными учреждениями стран СНГ, Казахстана, Молдовы, Белоруссии, Грузии, США, Канады, Италии, Франции, Германии, Чехии, Словакии, Польши, Ирана, Китая, Индии и другими странами.

За заслуги в экономическом развитии государства ряд сотрудников отмеченные разного рода почетными наградами и отличиями.

Указом Президента Украины от 18 января 2007г. №21 главный инженер А.В. Шаповал награжден орденом «За заслуги ІІІ степени».

Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины директор ДП «УкрНИИВ» А.В. Донченко, награжден знаком «Почетному железнодорожнику» с присвоением звания «Почетный железнодорожник Украины».

Указом Президента Украины от 16 мая 2007г. № 411 А.В. Донченко присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель Украины», также он избран академиком Транспортной Академии Украины и является действительным академиком Международной Академии Наук Жилищно-коммунального и бытового хозяйства. Решением ученого Совета Международного Славянского университета присвоено звание «Профессор управления и бизнеса». За значительный взнос в развитие транспортной отрасли он также награжден большим количеством наград и отличий.

10 представителей коллектива за время руководства Донченко А. В., награждены почетными грамотами Кабинета Министров Украины. Много сотрудников награждены грамотами и отличиями Минпромполитики.

Сегодня в своей структуре институт имеет 16 подразделений, в том числе 7 научно-исследовательских лаборатории (НИЛ). Численность работающих в институте — 107 чел.